прежде чем читать эту страницу и вникать в ее содержание, вы должны хорошо усвоить
содержание предыдущих страниц ( "гаммы" и "аккорды" ). "подобрать" аккорды к мелодии, т.е.
гармонизировать мелодию-это значит присоединить к мелодии определенные аккорды, которые
будут созвучны с мелодией, создадут объемность звучания, придадут ей определенный колорит...
аккорды присоединяются к определенным нотам мелодии. в любой мелодии есть ноты, которые
выделяются, на которые как бы падает ударение. при проигрывании мелодии мы автоматически
хотим выделить эти ноты, как бы проиграть их громче. такие ноты называются ударными. как
правило это первая нота каждого такта. в середине такта встречаются ноты на которые также
падает ударение, но в меньшей степени. такие ноты называются относительно ударные.
остальные ноты-безударные. любое музыкальное произведение состоит из самостоятельных,
законченных частей которые называются предложениями. такие предложения в свою очередь
делятся на музыкальные фразы которые имеют условную законченность, такие фразы соединяясь
друг с другом логически, образуют предложения. музыкальная гармония-это наука, имеющая
свои законы и правила. можно изучив в достаточной степени эти законы (муз. школа+муз.
училище+консерватория), гармонизировать мелодию не прикасаясь к струнам. а как же играли
раньше в деревнях не имея муз. образования?- чисто на слух! мы будем гармонизировать на
слух,+ знания которые вы получили из разделов "гаммы" и "аккорды".посмотрите на нотное
приложение "во поле березка стояла". в первых 12 тактах мелодия этой песни. в 13-24 тактах: к
каждой ноте ударной и относительно ударной доли такта данной мелодии присоединим снизу
ноту отстоящую на интервал в пределах от секунды до квинты таким образом, чтобы полученные
двузвучия звучали консонирующе, благозвучно дополняли друг друга в контексте песни "во
поле.............. " , что бы проигрывая данную песню этими двузвучиями, мы бы могли сказать:
других нот нам не надо. важно что бы присоединяемые ноты не повторялись в соседних
(предыдущее и последующее) двузвучиях. данные построения записываем (13-24 такт). в тактах
25-36: к полученным двузвучиям присоединяем одну консонорующую ноту отстоящую от нижней
ноты на интервал в пределах от секунды до квинты. полученное трехзвучное построение также
записываем(25-36 такт). проигрываем данное построение, проверяем на консонанс и если надо,
корректируем его. данное трехзвучное построение нужно выполнять кропотливо, перебирая все
возможные варианты, время от времени необходимо "отключаться" что бы слуховое восприятие
не зацикливалось на выполненных вами построениях. здесь так же важно что бы
присоединяемые ноты не повторялись в соседних трезвучиях.