Меню сайта |
| ![](/.s/t/581/3.gif) |
![](/.s/t/581/4.gif) |
|
![](/.s/t/581/6.gif) |
школа-самоучитель игры на гитаре |
![](/.s/t/581/7.gif) |
Суббота, 08.02.2025, 20:30 Приветствую Вас Гость | RSS |
![](/.s/t/581/9.gif) |
|
|
![](/.s/t/581/14.gif) | элементарная теория музыки |
построим трезвучия от каждой ноты (ступени) гаммы до мажор. мы получим только три мажорных трезвучия: от до: до-ми-соль. от фа: фа-ля-до. от соль: соль-си-ре. данные трезвучия называются: до-ми-соль ------- "тоника"(Т), построено от 1 ступени гаммы(лада). фа-ля-до -------"субдоминанта" (S), построено от 4 ступени гаммы(лада). соль-си-ре ----"доминанта"(D), построено от 5 ступени гаммы(лада) .это- главные трезвучия лада (в данном случае лада до мажор). наравне с главными трезвучиями лада, септаккорд построеный на 5 тупени лада имеет большое значение. в любой тональности аккорды построеные на 1, 4, 5 ступени являются главными.эти аккорды составляют основу, стержень любого произведения. но это не значит что в муз произведениях есть только эти аккорды, конечно же нет! ступени лада 2,3,6,7 называются побочными. трезвучия построенные на 2,3,6,7 ступенях лада называются побочными. . если побочное трезвучие имет две одинаковые ноты с доминантовым трезвучием, то такое побочное трезвучие имеет доминантовую функцию. если две одинаковые ноты с субдоминантой, то субдоминантовую функцию. если две общих ноты с доминантой или субдоминантой и тоникой, то смешанную функцию а теперь послушайте какое либо муз. произведение и обратите внимание на то, что первый аккорд( если это не затакт. об этом позже) настраивает наш слух на определенное звуковосприятие всего муз. произведения,определяет тональность(мажор или минор, высоту лада). заканчивается муз произведение аккордом который звучит закончено, устойчиво, кажется что другого аккорда не надо. таким образом любое произведение начинается и заканчивается одним и тем же аккордом, а именно тоническим трезвучием(Т) , трезвучием построенным от первой ступени (ноты) лада(тональности). последовательность аккордов в муз. произведениях(формула гармонии) выглядит так: T-S-T, или так: T-D-T, или так: T-S-D-T(полная формула). "внутри" муз произведений конечно же есть и другие аккорды. формулы гармонии-это только общая, незыблимая схема. аккорды подчинены мелодии, "переход" одного аккорда в другой происходит по определенным законам, ноты одного аккорда должны переходить в ноты другого плавно, без больших скачков, на интервал секунда или терция и тд. разрешение- переход диссонирующего звука в консонирующий(обычно на секунду вниз), диссонирующего аккорда в консонирующий, переход аккорда неустойчивой ступени в устойчивую (например доминанты в тонику) .неаккордовые тоны- звуки не входящие в состав аккорда и нарушающие строение аккорда но вносящие колорит и являющиеся неким "связующим" звеном между нотами аккордов. неаккордовые тоны: проходящая нота,вспомогательная нота,предъем, задержание,камбиата. тяготение- стремление, ожидание разрешения. муз. произведение состоит из периодов- небольших законченных муз. построений, которые представляют соединение двух предложений. первое предложение заканчивается какой либо формой каданса (чаще всего-половинной). второе предложение заканчивается полным совершенным кадансом. предложения состоят из муз. фраз (до 10 нот). фраза-объединение нескольких мотивов. мотив-мелодический оборот,характерная часть темы. мельчайшее муз. построение, обладающее самостоятельной выразительностью. каданс-гармонический оборот, завершающий какое либо музыкальное построение( предложение или все музыкальное произведение). заканчивая предложение, все произведение тоническим трезвучием, ты не можем поставить перед ним любой "понравившийся" нам аккорд. здесь действуют определенные правила. кадансы бывают: 1. т-д-т (тоника-доминанта-тоника), т.е завершается(предложение, все произведение) так: тоническое трезвучие - доминантовый аккорд -тоническое трезвучие. доминантовый аккорд может быть в виде трезвучия или септаккорда и их обращений. 2. с-д-т. 3. т-д. 4.с-д-с+-. (с+- альтерированная субдоминанта, но чаще всего трезвучие Vl ступени). 5. с-т. кадансы имеют свои названия, которые вы найдете в специальной литературе
транспозиция-перенос всего муз. произведения из одной тональности в другую. при транспонировании каждая нота муз. произведения переносится из "старой" тональности в "новую" на одинаковое количество тонов(полутонов). модуляция- переход из одной тональности в другую " внутри" произведения с закреплением в новой тональности посредством каденции. т.е. часть произведения исполняется в старой тональности и переходит в новую тональность таких переходов может быть несколько. при модуляции исполняется аккорд(посредствующий аккорд) старой тональности , потом исполняется аккорд(модулирующий аккорд) новой тональности. целелесообразно: посредствующий аккорд-S новой тональности. модулирующий аккорд может быть общим для обеих тоннальностей. в качестве модулирующих аккордов выступают септаккорды новой тональности. модулирующий посредствующий аккорды имеют некоторые одинаковые звуки(тоны). закрепление в новой тональности осуществляется "доведением" до "ближайшего" каданса в новой тональности и последующего продолжения уже в новой тональности. отклонение-переход в новую тональность(модуляция) без закрепления в ней. соединение аккордов. в процессе исполнения произведения один аккорд сменяет, переходит в другой. переход одного аккорда в другой называется соединение аккордов. соединения аккордов бываютгармонические и мелодические. гармоническое соединение, когда старый и новый аккорд имеют одинаковую ноту , которая при исполнении переходит из старого аккорда в новый, т.е. повторяется. при мелодическом соединении таких одинаковых нот нет, а значит и нет повторений нот в соединяемых аккордах. отличное дополнение к данному разделу является краткий курс музыкальной грамоты на сайте: http://fl-studio.ru/publ/
|
|
|
|
|