мелодия-
одноголосная последовательность звуков разной длительности, построенная на
основе какого либо лада(гаммы). в результате определенного логического
построения мелодия вызывает у нас определенные эмоции, чувства, эстетическое
удовлетворение. в гармонических фигурациях(аккорды) мелодия может двигаться по верхним нотам аккордов.
позиция-
определенное местоположении кисти левой руки при проигрывании отдельных
отрезков музыкального произведения, без перемещения по грифу гитары. позиции обозначаются
римскими цифрами. номер позиции определяется номером лада на котором находится
указательный палец. если игра происходит на открытых струнах + 1,2,3,4 ладах,
то такая позиция называется "открытой". ярким представлением что
такое позиция, является прием баррэ. при котором указательный палец плашмя
прижимает две и более струны на одном
ладу, а остальные пальцы участвуют в извлечении звуков на последующих ладах.
при этом местонахождение указательного пальца определяет номер позиции.
после
того, как вы прочитали, усвоили и запомнили все вышенаписанное, проиграли упражнения
и гаммы много раз и играете их достаточно уверенно, приступайте к проигрыванию
и заучиванию мелодий русских народных песен из раздела "русские народные
песни. мелодия и аккорды". при проигрывании старайтесь не напевать, а
считать длительность нот.
приступая
к проигрыванию и (или) заучиванию музыкального произведения, определите
тональность на основании проставленных знаков альтерации, обратите внимание на
указанный темп. простучите ритм на основе размера такта. первая доля такта
является "сильной долей", поэтому простукивать ее надо громче, чем
остальные доли. так вы в полной мере прочувствуете ритмический рисунок
произведения. простукивать удобно пальцами, например по столу. обязательно соблюдайте посадку и постановку рук. старайтесь не задевать пальцами соседние струны,
обязательно считайте, извлекать звуки надо уверенно, переход от одной ноты к
другой должен быть плавным. аппликатуру определяйте сами. аппликатуру и позиции должны выбирать так, что бы было максимально легко переходить из позиции в позицию. играя в какой либо позиции, вы должны мысленно подумать о следующей позиции и заранее перевести взгляд на новую позицию. пальцы автоматически доиграют в старой позиции, а вы уже будете готовы к игре в новой позиции. и переход будет происходить плавно, кантиленно, без потери темпа и ритма. при переходе из одной позиции в другую невольно возникает глиссандо, или легато. что бы избежать этого, в процессе разучивания исполняйте такие отрезки стаккатно, несколько отрывисто. четко фиксируйте звуки. в дальнейшем глиссандо и легато "исчезнут". после проигрывания упражнений, гамм и разучивания
наизусть 5-10 мелодий русских народных песен (полгода-год) переходите к
проигрыванию заучиванию этюдов из раздела "этюды-1". чередуйте игру на заучивание наизусть с игрой "с листа" и проигрыванием гамм и упражнений. для игры с листа выбирайте пьесы из раздела "пьесы для игры с листа". выбрав наугад одну пьесу и проиграв ее , переходите к другой. выбранную пьесу проигрывайте один раз, пьесы не заучивайте! здесь главное что бы чтение с листа было таким, как будто вы уже играете это произведение давно и наизусть. здесь важен не столько темп, сколько ритм и правильное соотношение длительности нот. разучив 5-10
этюдов, и играя их уверенно(1-2 года), переходите к разучиванию этюдов и пьес из разделов "43 каприччио н. паганини", "этюды-2 ", " ноты-1", "ноты-2", "ноты-3", "26 композиций для гитары н. паганини" (2 года ). одновременно с "этюдами-1", "этюдами-2" играйте мелодии из репертуара современных певцов, эстрадных групп и тд. ( джипси кинг, абба, спорпионс, джо доссен, поль мориа и др. пока выучите только мелодии понравившихся произведений, со временем "наполнив" их гармонией у вас в репертуаре будет "полноценная" пьеса.) и чтение с листа посильных вам произведений из "ноты б. каталуйуд". после того,как вы уверенно будете играть произведения из вышеперечисленных разделов, переходите к разделам "этюды-3" , "37 сонат н. паганини" (2 года). таким образом за 4-5 лет обучения (в зависимости от интенсивности занятий) вы должны уверенно играть
15-30 произведений. для разучивания наизусть выбирайте
разнохарактерные произведения. разучивайте одновременно 2-4 произведения. вас
не должны пугать произведения с шестнадцатыми нотами. играть их надо не спеша,
по мере возможности. здесь главное что бы вы "прочувствовали"
соотношение нот различной длительности. темп ускоряйте постепенно, выбирайте
посильные для вас произведения. очень важно не терять темп и ритм. играть произведение нужно на одном дыхании. гаммы и упражнения проигрывайте приемами легато
и стаккато. этюды написаны для 6 струнной гитары. если при исполнении на 5
струнной гитаре невозможно выдержать длительность какой либо ноты, то ее
длительность должна быть сокращена. на начальном этапе обучения
играйте больше упражнения и этюды, чем произведения из раздела
"ноты-1" (3:1). только по мере приобретения техники, уверенности в
игре, кантиленности ( кантилена- связанность, плавность,
равномерность ), переходите к проигрыванию и разучиванию произведений последующих
разделов. при извлечении звуков по нотам аккордов(гармоническая фигурация),
пальцы левой руки должны заранее прижать струны на соответствующих ладах. если
это невозможно, то пальцы должны прижимать струны поочередно, постепенно, при
этом добивайтесь плавности перехода одного звука в другой. строй 5 струнной
гитары ограничивает исполнение произведений с преобладанием сложных
гармонических фигураций, но облегчается исполнение мелодийных произведений,
мелизмов, легато и т.д. поэтому нотный материал этой школы представлен в основном
мелодийными произведениями и переложениями музыкальных шедевров написанных для
других инструментов и русских народных песен.
сложность исполнения мелизмов в том, что они исполняются быстро, должны
вписаться в длительность ноты к которой они относятся, а значит и вписаться в
темп и ритм всего произведения. конфигураций мелизмов не много. поэтому
проигрывая упражнения на мелизмы по несколько десятков, может быть и сотен раз,
вы научите пальцы исполнять мелизмы автоматически, быстро, легко, мягко. играя многоголосное произведение и допустив незначительную "ошибку", можно этого не заметить. ошибки при проигрывании мелодий заметны сразу. играя мелодии, вы научитесь и привыкните исполнять точно, технично, без погрешностей(грязи) и с соблюдением темпа и ритма. на репетициях, одно и то же произведение играйте в разных темпах и даже в максимально вами возможном. и помните,
что ни один самый искусный педагог, ни какой самый лучший самоучитель не научат
вас техничной игре на гитаре. только вы сами, упорным, каждодневным трудом
можете добиться этого. через это прошли все известные гитаристы. особое
внимание обратите на произведения н.паганини для гитары. считаю эти
произведения ( "43 каприччио", "26 композиций для гитары", "37 сонат для
гитары", "24 каприса" в переложении для гитары)- лучшим учебным
материалом всех времен для гитаристов, не говоря уже о их художественной
ценности. исполняя произведения н.паганини обратите внимание на соблюдение
длительность басовых нот. если произведения других гитаристов-композиторов
"терпят" изменение длительности басовых нот, то произведения
н.паганини-нет!
в разделе "фламенко ноты 1", "фальцеты" произведения, по сложности соответствующие произведениям из разделов "этюды 1", "этюды 2" . играйте их одновременно с этюдами. пьесы в стиле фламенко займут достойное место в вашем репертуаре. в музыкальных произведениях встречаются "места", которые в исполнении значительно сложнее чем все произведение в целом. проанализируйте в чем их сложность. это может быть мелодический оборот, мелизм, аккорд, гармоническая фигурация, или смена позиции. если вы чувствуете что еще не "доросли" до исполнения данного отрезка, то отставьте данное произведение до "лучших времен". если сложность представляет аккорд или гармоническая фигурация, то упростите аккорд. уберите одну из одноименных нот(интервалом в октаву, но не басовую), или какую либо другую(другие). или переместите "убранные" ноты в другое место, в пределах действия аккорда. т.е. измените фигурацию. главное что бы гармоническая функция не изменилась. рассмотрите несколько вариантов упрощения и выберите лучший, наиболее приближенный к оригиналу. трудные места проигрывайте десятки раз, но обязательно чередуйте с проигрыванием всего произведения. как правило результат вы почувствуете на следующий день, или даже позже.